Неисправности топливной системы и ремонт насос форсунок Scania

Одно из преимуществ дизельных моторов – это их большая, если сравнивать с аналогичными по рабочему объему бензиновыми моторами, мощность. Есть, конечно, у ДВС и иные достоинства, как, например, экономичность и лучшая сочетаемость с системами турбонаддува. Но именно благодаря повышенной мощности в основном дизели ставятся на коммерческие автомобили – грузовики, как небольшие, так и многотонные траки, и автобусы. Не стали исключения и грузовики шведской компании Скания, популярные во всем мире. На российских дорогах этих машин тоже немало, так что ремонт насос форсунок Scania осуществляют в нашей стране множество автосервисов.

Что такое система HPI

Прежде, чем говорить о ремонте насос-форсунок дизелей этих шведских грузовиков, имеет смысл рассмотреть особенности конструкции их топливной системы. Шведы на основе уже традиционного механизма непосредственного впрыска, где каждая из форсунок совмещает в себе еще и функцию топливного насоса высокого давления (ТНВД) разработали собственную топливную систему HPI, в которой шесть рабочих цилиндров разделены на два блока: три цилиндра составляют передний блок и столько же цилиндров образуют задний. Эти цилиндры работают не синхронно, а в шахматном порядке, благодаря чему мотор в целом работает более ровно.

С одной стороны, это является существенным преимуществом перед большинством дизельных силовых агрегатов, но с другой требует более сложной системы управления не только механизмом газораспределения, но, соответственно, и форсунками. Для того, чтобы равномерно распределить топливо по насос-форсункам, применяется система электромагнитных клапанов, которые открывают сопла форсунок на стадии впрыска и по окончании этого процесса закрывают их. При этом не стоит забывать, что частота впрысков может достигать 2 тыс. в минуту, так что от качества работы этих клапанов зависит стабильность работы мотора.

Как показывает практика, слабым местом этой системы являются именно электромагнитные клапаны и механизм, с помощью которого осуществляется управление ими. Управляется топливная система непосредственно с ЭБУ автомобиля, а этот агрегат представляет собой, по сути, черный ящик. В случае выхода его из строя он, теоретически, ни ремонту, ни восстановлению не подлежит. На фирменном сервисе Скания вам в случае сбоев в ЭБУ, скорее всего, предложат заменить это устройство на новое (что достаточно дорого). Наши специалисты по автомобильной электронике могут просто перепрограммировать или, как говорят в народе, «перепрошить» электронный блок управления. Чаще всего с помощью этой операции удается достичь желаемого результата и вернуть ЭБУ работоспособность.

Во всем остальном насос-форсунки на двигателях HPI ничем не отличаются от традиционных и в случае возникновения в них неисправностей подлежат ремонту точно так же, как и прочие.

Принцип работы насос форсунок

В первом приближении конструкция и принцип работы насос-форсунки следующие. В агрегат топливо попадает под воздействием насоса низкого давления (ТННД). В накопительной камере определенного объема оно сжимается, для чего служит ТНВД, являющийся одним из компонентов каждой из форсунок. В нужный момент открывается клапан сопла форсунки и уже отмеренная доза топлива под высоким давлением впрыскивается в цилиндр, где то смешивается с горячим воздухом. Под давлением поршня топливовоздушная смесь сжимается и, когда давление в цилиндре достигает критического значения, воспламеняется.

Форсунке требуется в строго определенный момент за долю секунды впрыснуть в цилиндр определенное количество топлива, повторяя эту процедуру с четкой периодичностью. Количество впрысков в единицу времени зависит от режима работы мотора: чем сильнее водитель нажимает на педаль акселератора – тем более высокой становится частота впрысков.

Диагностика топливной системы

Все так или иначе возможные неисправности насос-форсунок можно, пусть и несколько условно, разделить на две группы:

  1. электронные поломки, связанные со сбоями в системе управления топливной системой;
  2. поломки механического свойства, вызванные загрязнением, износом либо повреждением деталей форсунок.

Важно: в процессе диагностики и ремонта насос-форсунок принимают участие два специалиста – механик и специалист по автомобильной электронике. Только после того, как причина некорректной работы одной или сразу нескольких форсунок мотора будет установлена, можно будет говорить о том, как именно будет осуществляться восстановление утратившего работоспособность агрегата и в какую сумму обойдется ремонт. Договор и смета ремонта составляются и подписываются владельцем автомобиля и мастером автосервиса только по окончании процедуры диагностики.

Диагностика механизма подачи топлива в дизельный двигатель состоит из трех этапов и осуществляется следующим образом:

  • первый этап составляет общая компьютерная диагностика мотора. Мастер, считав с ЭБУ хранящуюся в его памяти информацию, выявляет неисправный блок. Сделать это на основе одних только внешних признаков не всегда возможно, так как одни и те же симптомы могут свидетельствовать о разных неисправностях;
  • после того, как некорректно работающий механизм будет выявлен, требуется установить в чем именно заключается причина его выхода из строя. Если это форсунка, то она демонтируется и устанавливается на испытательный стенд. Здесь, в процессе ее тестирования в разных режимах работы, осуществляется измерение ее основных параметров – давления, объема и частоты впрысков. На основе полученных данных уже можно судить о масштабах и причинах неисправности;
  • на заключительном этапе форсунка разбирается, мастер внимательно осматривает каждую из ее составляющих, осуществляя тем самым выбраковку изношенных деталей. Но далеко не всегда требуется замена каких-либо комплектующих форсунки. Иногда оказывается достаточным просто очистить ее от загрязнений, чтобы полностью вернуть насос-форсунке работоспособность.

Ремонт насос форсунок Scania

Качество и долговечность результата ремонта насос-форсунки зависит от соблюдения трех основных условий:

  1. наличия в автосервисе всего необходимого для этого ремонтно-диагностического оборудования и, в первую очередь, испытательного стенда. Он используется не только для выявления неисправностей, но и для отладки и регулировки уже отремонтированной форсунки. Без него добиться точности всех рабочих параметров этого агрегата практически невозможно;
  2. наличия качественных запчастей. Учитывая сложность рассматриваемого нами агрегата, точность исполнения каждой из его составляющих и требуемой их прочности, мы настоятельно не рекомендуем приобретать запчасти для ремонта форсунок самостоятельно. Все эти запчасти мы получаем напрямую от их официальных производителей, поэтому в надежности каждой из деталей, которые мы предлагаем своим клиентам, мы уверены. В противном случае мы не сможем гарантировать качество и долговечность результата ремонта;
  3. ремонт форсунок требует высокой квалификации мастера, его осуществляющего. Как показывает практика, устранение последствий неквалифицированного ремонта отнимает у специалиста больше времени и сил, а потому обходится владельцу автомобиля дороже, чем просто ремонт. Обратившись к нам при первых же признаках некорректной работы мотора, вы сэкономите не только время и деньги, но и нервы.

Нужно понимать, что признаки некорректной работы мотора могут указывать на различные неисправности, причем, не обязательно самого силового агрегата. Поэтому невозможно поставить точный диагноз, основываясь даже на нескольких тревожных симптомах, не говоря уже о тех случаях, когда симптом этот всего один. Тем не менее, при появлении хотя бы одного из перечисленных ниже признаков нужно как можно скорее обратиться в профильный автосервис, где в процессе диагностики поломка будет выявлена и в последствие устранена.

Признаки неисправности топливной системы

Признаки же эти следующие:

  • невозможность запустить двигатель. Как ни парадоксально, но при неисправностях топливной системы запустить мотор «на холодную» оказывается даже проще, чем после непродолжительной стоянки машины, когда двигатель еще не успевает остыть;
  • нестабильно работающий мотор, что выражается, в первую очередь, в его неровном и более громком, чем обычно, звуке. Рывки, возникающие при движении машины, также являются тому свидетельством;
  • снижение мощности двигателя с одновременным увеличением расхода топливо. Заметить это можно по ухудшившейся динамике автомобиля, когда существенно снижается скорость его разгона;
  • увеличение объема выхлопных газов и изменение их цвета от прозрачного до молочно-белого или густо-черного, что свидетельствует либо о неравномерности подачи топлива в цилиндры, либо об избыточном его объеме;
  • появление на приборной панели тревожного сигнала.
Добавить комментарий
[bws_google_captcha]
Наверх