Неисправная форсунка топливная – дизель в ремонт
С момента изобретения в 1893 году Рудольфом Дизелем нового «метода и аппарата для преобразования высокой температуры в работу», получившего впоследствии, по имени своего конструктора, названия «дизельный двигатель» прошло уже более ста лет. Тем не менее, этот мотор продолжает совершенствоваться и сегодня. В большей степени за это время изменился механизм подачи топлива в камеры сгорания дизеля, ведь от него зависит и эффективность, и надежность, и ресурс мотора в целом. К слову сказать, Сам Рудольф Дизель на протяжении своей жизни продолжал вносить изменения в свое изобретение. К сожалению, многие из них при его жизни так и остались на бумаге, так как в то время не имелось технической возможности для их практического воплощения.
Турбина, ТНВД и форсунка топливная дизель
Рудольфом Дизелем была создана концепция турбины – механизма, позволяющего использовать энергию выхлопных газов для увеличения КПД и мощности мотора. До конца 40-х годов прошлого века не было возможности реализовать эту идею из-за отсутствия сплавов, способных выдерживать одновременно и высокие температуры, и высокое давление. Но как только такие стали были созданы, турбины сперва появились на корабельных дизельных моторах, затем на авиационных, а вскорости и на автомобильных. А в конце ХХ века турбинами начали оснащать даже бензиновые ДВС, что еще несколько десятилетий назад казалось невозможным даже теоретически
Еще одним изобретением Дизеля стала топливная система с общей для всех форсунок накопительной камерой. Она требовала всего одного топливного насоса высокого давления (ТНВД), который нагнетал бы солярку в эту общую камеру. Уже оттуда бы топливо поступало бы во все форсунки равномерно и, соответственно, столь же равномерно и, главное, синхронно впрыскивалось бы во все цилиндры двигателя. Форсунка топливная дизель работала бы только в качестве распылителя – остальные ее функции брал бы на себя ТНВД, Однако, и этой идее изобретателя не суждено было сбыться при его жизни. Проблема практического воплощение предложенного Рудольфом Дизелем механизма заключалась в сложности управления этой системой. Компьютеров в те времена не существовало, как на автомобилях не существовало и электронных блоков управления. Поэтому эта идея великого конструктора и изобретателя не была даже запатентована.
Форсунка дизельного двигателя в современном исполнении
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, когда количество электронной аппаратуры в автомобилях стало стремительно расти, крупнейший итальянский автоконцерн Fiat и немецкая компания Bosh практически одновременно начали разработку предложенного дизелем механизма. Однако, первыми в это деле успеха достигли немцы, запатентовав в 1996 году принципиально новую для того времени систему питания дизельного двигателя под названием Common Rail, что можно перевести как «прямая магистраль». Соответственно, существенные изменения получила и форсунка дизельного двигателя. Она стала более надежной и долговечной, а также более ремонтопригодной. Неслучайно едва ли не 80% всех выпускаемых сегодня дизельных моторов оснащены механизмами подачи топлива этой системы. Форсунки дизельные для таких моторов выпускают многие производители. Разнятся они не только своей долговечностью, но и рабочими параметрами, в первую очередь, способностью выдерживать высокое давление. На особо мощных дизелях стоят форсунки, предназначенные для работы под давлением до 2,5 тыс. бар.
Вторая по популярности на сегодняшний день топливная система дизельных моторов – это так называемая система непосредственного или прямого впрыска. В ней форсунки выполняют еще и функцию насосов высокого давления. Такие дизельные насос форсунки имеют значительно более сложную конструкцию, однако, у этой системы есть и ряд существенных преимуществ, среди которых можно выделить следующие:
- более высокую точность дозировки топлива при каждом впрыске;
- независимое управление каждой из форсунок, что делает работу мотора более стабильной. Неисправность одной и даже нескольких форсунок не сказывается на работе остальных;
- снижение уровня расхода топлива при сохранении рабочего объема мотора и его мощности;
- соответственно, возрастает эффективность и полнота его сгорания, что делает дизельные моторы с топливной системой этого типа одновременно и более экономичными, и более экологичными.
К недостаткам насос-форсунок и системы непосредственного впрыска в целом следует отнести следующие два:
- более высокую сложность системы и, соответственно, более высокую ее стоимость. Именно последнее, хоть частично и компенсируется увеличением экономичности мотора, послужило барьером для широкого распространения этой системы. Как правило, такой механизм подачи топлива устанавливается на дизельные моторы для автомобилей только представительского и бизнес классов;
- более сложную систему управления подачей топлива, что требует создания более сложных и надежных автомобильных компьютеров.
В любом случае, механизм подачи и распределения топлива на дизельных моторах представляет собой более сложную систему, нежели на бензиновых двигателях. Обусловлена эта разница тем, что, во-первых, в цилиндры дизеля топливо и предварительно нагретый воздух подаются раздельно, в то время как в бензиновый мотор поступает уже готовая топливовоздушная смесь. Во-вторых, в дизеле топливо воспламеняется само под воздействием создающегося в цилиндрах высокого давления, в отличие от бензинового силового агрегата, где за воспламенение ТВС отвечают свечи зажигания.
Признаки неисправности топливной системы
Один из основных неписаных законов механики гласит: чем система сложнее, тем в большей степени она подвержена неисправностям и поломкам. Так что топливная аппаратура дизельного двигателя требует от владельца автомобиля большего внимания и более регулярного ухода. По счастью, диагностика двигателя и его топливной аппаратуры в частности сегодня представляет собой несложную процедуру. Мы рекомендуем осуществлять ее в процессе каждого планового ТО автомобиля не зависимо от того, вызывает ли нарекания работа мотора или нет. Обнаружение неисправности и ее устранение на ранней стадии, пока та не проявилась внешне (в большей степени это относится к моторам, оснащенным насос-форсунками), – залог сохранения заявленного производителем автомобиля ресурса двигателя и невысокой стоимостью ремонта.
И, конечно же, при первых же признаках неисправности дизеля следует как можно скорее обратиться в профильный автосервис, где опытными специалистами будет осуществлена и диагностика, и ремонт мотора.
Признаки эти таковы:
- невозможность запустить двигатель или трудности, возникающие при этом;
- нестабильно работающий мотор, то есть чрезмерно громкий и неровный его звук;
- на низких оборотах мотор то и дело глохнет;
- изменение объема и цвета выхлопных газов;
- снижение мощности дизеля;
- увеличение уровня расхода топлива;
- горящая на приборной панели лампочка «чек».
Заметки на полях. Все эти симптомы, как вместе, так и по отдельности, говорят о сбоях в работе мотора. О том, что проблема кроется в неисправности топливной системы двигателя, можно будет сделать вывод только по результатам диагностики. Тем более, выявить неисправный агрегат.
Ремонт и диагностика
Начинается ремонт мотора с его компьютерной диагностики. Подключившись к ЭБУ автомобиля, мастер считывает хранящуюся на нем информацию, представляющую собой набор определенных компьютерных кодов. Расшифровав их, мастер узнает, какие конкретно сбои были в работе двигателя за подотчетный период и, соответственно, какие именно из агрегатов требуют вмешательства специалиста.
На следующем этапе проблемный агрегат демонтируется с автомобиля и устанавливается на испытательный стенд. Замеряя рабочие параметра этого агрегата в процессе испытания в различных режимах, мастер делает вывод о характере поломки. Опытный специалист уже на этом этапе с достаточно высокой степенью точности может предположить, в чем именно заключается поломка, и какие дополнительные детали потребуются для ее устранения. Тем не менее, окончательный и стопроцентно точный вердикт будет вынесен лишь после того, как требующий ремонта или замены агрегат будет разобран и все его комплектующие будут внимательно осмотрены мастером.
Чаще всего дизельные форсунки страдают от некачественного топлива, то есть от избыточного количества в нем воды и посторонних нерастворимых примесей. Даже фильтры тонкой очистки не всегда способны эти примеси адсорбировать полностью. Поэтому главное правило автомобилиста – заправлять свою машину только на проверенных бензоколонках.
Если причиной выхода форсунки из строя стало только ее загрязнение, то ремонт будет заключаться в ее разборке и тщательной промывке всех ее деталей. С этой целью они на определенное время помещаются в ванну с моющим раствором и по окончании этой процедуры насухо вытираются. Использование для чистки форсунок абразивных материалов недопустимо, так как это повлечет за собой нарушение геометрии деталей.
Если же причина неисправности более серьезная, то для ремонта потребуется либо определенный набор запчастей, либо, когда вышедшая из строя форсунка не поддается восстановлению, новый агрегат. В любом случае, наш мастер предложит автовладельцу разные пути решения возникшей проблемы, окончательное же решение – ремонтировать форсунку или менять ее – всегда остается за заказчиком.
Наши преимущества
Мы специализируемся на обслуживании и ремонте дизельных моторов не один год, имеем прямые контакты с официальными производителями запчастей для них, у нас в наличии есть вся необходимая ремонтно-диагностическая аппаратура. Все это дает нам возможность гарантировать своим заказчикам высокое качество ремонта. Цены же на наши услуги вас приятно удивят.