Безупречная регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей на СТО

Хоть дизельный и бензиновый моторы относятся к одной категории – двигателям внутреннего сгорания – и принцип их работы одинаков, между ними существуют серьезные различия. В рамках этой статьи мы не будем рассматривать преимущества и недостатки этих двух типов ДВС, тем более, что среди автолюбителей есть приверженцы как первых, так и вторых моторов. Остановимся мы на особенностях топливной системы дизеля и основных принципах ее регулировки, ведь на дизельном двигателе она более сложная, а потому и несколько капризнее, чем на бензиновом силовом агрегате автомобиля.

Топливный регулятор и принцип его работы

Главная особенность дизельного мотора заключается в том, что топливо (в нашем случае это солярка, октановое число которой существенно ниже, чем у бензина) и воздух подаются в камеры сгорания раздельно. Причем воздух, перед тем как он окажется в цилиндре, нагревается до очень высокой температуры, благодаря чему образовавшаяся в цилиндре топливовоздушная смесь под воздействием повышенного давления воспламеняется сама.


В бензиновом же моторе эту функцию выполняют свечи зажигания, в то время как на дизеле свечей зажигания нет, а есть свечи накаливания, которые выполняют иную функцию – подогревают топливо до его рабочей температуры, если в этом есть необходимость.

Само же топливо поступает в цилиндры под воздействием топливного насоса высокого давления (ТНВД), он же отвечает и за точность дозировки солярки. Качество и КПД работы мотора зависит, соответственно, от того, насколько подача топлива соответствует запросам мотора, то есть:

  • количество поступающего в цилиндры топлива;
  • давление, под которым оно подается;
  • периодичность, которая должна соответствовать частоте работы двигателя;
  • своевременность подачи, то есть непосредственно во время первого такта работы мотора (неслучайно этот такт называется тактом впрыска).

За все эти параметры отвечает регулятор топливной системы. В разных автомобилях он может иметь разные конструкции и по-разному располагаться, но всегда он будет находиться в непосредственной близости от ТНВД.

Заметки на полях. В большинстве моторов дизельного типа имеется два топливных насоса: высокого и низкого давления. Первый расположен непосредственно в подкапотном пространстве, второй чаще всего рядом с топливным баком. Его единственная задача состоит в том, чтобы выкачивать солярку из бака и подавать ее к двигателю, то есть на насос высокого давления. Такая конструкция позволяет сделать подачу топлива более надежной даже в холодное время года, когда солярка густеет и в ней могут образовываться сгустки парафина. Уже в подкапотном пространстве под воздействием свечей накаливания солярка нагревается, ее структура становится равномерной, после чего она попадает в регулятор и ТНВД.

Нетрудно догадаться, что при разных нагрузках периодичность подачи топлива меняется: на повышенных оборотах она увеличивается, на малых, наоборот, снижается. Поэтому ТНВД и регулятор работают в паре. Они соединены специальной зубчатой рейкой, которую принято называть контрольной или управляющей. На большинстве современных автомобилей этот регулятор электронный, который посредством специального датчика и системы проводов связан с электронным блоком управления автомобиля (ЭБУ). Этот блок замеряет крутящий момент двигателя и дает регулятору команду на ту или иную периодичность впрыска топлива.

Механическая система, которая постепенно уходит в прошлое, устроена проще. Она соединена непосредственно с педалью газа и в зависимости от того, с какой силой водитель нажимает на эту педаль, определяет как часто и в каком количестве ТНВД должен впрыскивать солярки в цилиндры. Но у этой, казалось бы, просто системы есть один существенный недостаток: на не обладает той высокой степенью точности, которую имеет электронная система. А значит, дизельный двигатель, оснащенный электронным регулятором, при прочих равных условиях будет и более экономичным, и будет обладать большими мощностью и КПД.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей по большей части сводится именно к настройке регулятора и связанного с ним насоса высокого давления. Работа эта несложна только в теории. Чтобы связка регулятор/насос работала качественно, мастер должен обладать теоретическими знаниями, практическим опытом и набором специальных инструментов, в котором не последнее место занимает электронная измерительная аппаратура. Поэтому, если работа топливной системы вашего автомобиля стала вызывать у вас нарекания, самым правильным будет обратиться в профильный автосервис, где опытный мастер проведет диагностику системы и после того, как проблема будет выявлена, устранит ее.

Как и в случаях любых других автополомок, стоимость этой процедуры складывается из двух составляющих:

  • стоимости услуг мастера;
  • стоимости потребовавшихся для ремонта запчастей и расходных материалов.

Как правило, если речь не идет о замене вышедших из строя агрегатов, автовладельцу при регулировке топливной системы двигателя предстоит оплатить только услуги специалиста, что делает эту процедуру недорогой для практически всех автомобилей: как легковых, так и коммерческих.

Важно понимать, что топливная система автомобиля включает в себя множество устройств, агрегатов и деталей. Это и сам топливный бак, и топливные фильтры – грубой и тонкой очистки (последний, кстати, на дизеле имеет куда более сложную конструкцию, нежели на бензиновом моторе) – и топливные шланги, и, наконец, свечи накаливания. Так что неисправность топливной системы может быть вызвана разрушением, выработкой ресурса или просто загрязнением любого из этих компонентов.

Не будучи специалистом, определить, какой именно причиной вызваны перебои в работе мотора, практически невозможно. Да и редкий мастер автосервиса сможет ответить на этот вопрос без процедуры диагностики. В ряде случаев проблемную деталь можно вернуть к жизни (например, промыть загрязненные свечи), но в большинстве случаев вышедший из строя элемент остается только заменить на новый. Как показывает практика, чаще всего приходится осуществлять замену свечей, неслучайно их относят к категории расходников. Так что предугадать заранее, в какую сумму автовладельцу встанет ремонт топливной системы, невозможно.

Важно: несмотря на то, что любому дизелю время от времени требуется регулировка топливной системы, сделать эту процедуру менее регулярной по силам каждому автовладельцу. Для этого надо соблюдать два простых правила: во-первых, использовать качественное дизельное топливо, приобретая его только на проверенных автозаправках; а во-вторых, регулярно и своевременно менять топливный фильтр тонкой очистки.

Добавить комментарий
[bws_google_captcha]
Наверх